Товарный знак (знак обслуживания) поможет потребителю безошибочно отличить вашу продукцию (услуги) от прочих, а вам — защититься от недобросовестных конкурентов. Объясняем, как закрепить за компанией товарный знак (знак обслуживания) и сколько это стоит.
Что такое товарный знак и зачем он нужен
Товарный знак (ТЗ) — это отличительное обозначение продукции, знак обслуживания — то же самое, но для услуг. Поэтому далее будем говорить о ТЗ.
Например, есть две упаковки с хлопьями, на каждой напечатан товарный знак производителя. Покупатель запомнит, хлопья какой марки вкуснее, и в следующий раз сможет найти их в супермаркете.
Исключительное право на товарный знак действует 10 лет, и им может обладать только юридическое лицо. Поэтому, если захотите зарегистрировать ТЗ, то без фирмы или хотя бы ИП Вам не обойтись. В тоже время, его можно «продлевать» неограниченное количество раз, но только путём повторной регистрации.
Регистрировать товарный знак нужно в каждой стране, где планируете вести деятельность, а использовать — постоянно. Права на него аннулируются досрочно, если ТЗ не применяется непрерывно в течение 3 лет.
Ст. 1478 ГК РФ
Ст. 1479 ГК РФ
П. 1 ст. 1486 ГК РФ
Каким может быть товарный знак
Словесным — просто название. Например, Coca-Cola, Facebook или Panasonic.
Изобразительным — логотипы Adidas, Chanel, Superameba и Apple.
Объёмным — оригинальная упаковка, форма товара. К примеру, традиционная бутылка Hennessy.
Комбинированным — например, слово и изображение, логотип и форма тары и т. п. В их числе товарный знак косметики для волос Wella, который состоит из схематичного рисунка женщины и названия бренда. Это наиболее надёжный тип торгового знака.
Звуковым — как музыкальная заставка радио «Маяк» (вступление песни «Подмосковные вечера»).
Обонятельным — самая редкая категория. К примеру, в Австралии спа-салон зарегистрировал в качестве товарного знака запах лимонной травы.
Что не может быть товарным знаком:
- государственные символы и знаки (флаги стран и т. п.);
- наименования международных и межправительственных организаций, их символы и знаки (Организация Объединённых Наций);
- общепринятые символы и обозначения (например, красный крест);
- элементы обозначения товаров, вошедшие во всеобщее употребление (оренбургский пуховый платок);
- сведения, вводящие потребителя в заблуждение (например, нельзя зарегистрировать марку «Российское агентство недвижимости», потому что потенциальные клиенты могут воспринять эту организацию как государственную);
- обозначения, схожие с уже зарегистрированными товарными знаками (нельзя назвать бренд «АлёнКа», так как уже существует «Алёнка»).
Проверка на плагиат
Чтобы в регистрации не отказали, проверьте товарный знак на сходство с другими товарными знаками до степени смешения. Сделать это можно с помощью платной базы Федерального института промышленной собственности либо других сервисов, у которых есть доступ к данным ФИПС. Например, Online Patent.
Знаки проверяются по трём типам сходств:
- графическому (похож на другой визуально);
- фонетическому (на слух);
- семантическому (по смыслу, идее).
Что нужно для регистрации товарного знака
Для регистрации товарного знака понадобятся следующие документы:
- заявка на регистрацию;
- обозначение вашего товарного знака;
- описание обозначения в свободной форме;
- перечень товаров и услуг, для которых будете использовать товарный знак, составленный в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков;
- подтверждение согласия на обработку персональных данных.
Документы нужно подать в Роспатент. Сделать это можно несколькими способами:
- Лично в головной офис Роспатента, расположенный по адресу: г. Москва, Бережковская набережная, д. 30, корп. 1. Уведомление о том, что товарный знак зарегистрирован, направят обычным письмом.
- В электронном виде через сайт ФИПС или через «Госуслуги». Заявку нужно заверить квалифицированной электронной подписью. О том, как её получить, читайте здесь.
- По почте.
Сколько стоит регистрация товарного знака в 2021 году
Минимальные затраты на регистрацию составят 33 тысячи рублей:
3500 рублей — за регистрацию заявки и формальную экспертизу (проверку документов на соответствие перечню);
11 500 рублей — за проведение экспертизы по существу (проверку на уникальность и на соответствие нормам закона);
16 000 рублей — за регистрацию товарного знака (при положительном решении патентного ведомства);
2000 рублей — за выдачу свидетельства на товарный знак.
При подаче документов в электронном виде действует 30 %-я скидка на оплату госпошлин. За каждую правку или ошибку придётся отдать ещё 2800 рублей. А за обжалование отказа в регистрации — 13 500 рублей.
Ознакомиться с полным и актуальным списком пошлин Вы можете на сайте Роспатента.
Пошаговый процесс регистрации товарного знака
1. Формальная проверка товарного знака
Роспатент проверяет, оплатили ли вы госпошлины, и проводит формальную экспертизу заявки, т. е. проверяет наличие и соответствие документов требованиям закона. Процедура длится до 1 месяца;
2. Экспертиза по существу
Проводится экспертиза по существу: товарный знак проверяется на сходство с уже существующими и на соответствие законодательным нормам. На это отводится до 6 месяцев;
3. Оплата госпошлин
Если экспертиза по существу прошла успешно, вы оплачиваете госпошлину за регистрацию и выдачу свидетельства на товарный знак;
4. Регистрация товарного знака и выдача свидетельства
После оплаты пошлины Роспатент регистрирует товарный знак, публикует сведения об этом в официальном бюллетене и выдаёт соответствующее свидетельство. На регистрацию отводится 1 месяц, и столько же — на выдачу свидетельства.
Всего процедура регистрации товарного знака занимает 18 месяцев и две недели. Разумеется, случае ошибок и нарушений сроки увеличиваются.